Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов

<p>
<b>Декомпозиция ВПД</b> – это определение перечня ОТФ, составляющих ВПД, затем перечня ТФ, составляющих каждую ОТФ, и на последнем шаге – перечня ТД, составляющих каждую ТФ. Логика декомпозиции закреплена в определениях ОТФ, ТФ и ТД:
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (или бизнес-) процессе;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         трудовые функции – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
<b>В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 57) трудовая функция </b>определяется как «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации», а также как «конкретный вид поручаемой работнику работы», таким образом, первая часть определения соответствует ОТФ, а вторая – ТФ в ПС.
</p>
<p>
     Для формирования первичного перечня ОТФ и соответствующих каждой из них ТФ и ТД рекомендуется использовать таблицу, заполняя ее столбцы пошагово (приложение 2). Примеры декомпозиции ВПД до ОТФ и ТФ приведены в приложении 3.
</p>
<p>
<b><i>4а. Выделение ОТФ в рамках ВПД (заполнение столбцов 1 и 3 таблицы приложения 2)</i></b>
</p>
<p>
     При выделении ОТФ в конкретном ВПД необходимо выполнить два действия:  
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         провести  разграничение ОТФ (деятельности, выполняемой в рамках каждой ОТФ), составляющих ВПД;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         сформировать корректное наименование каждой ОТФ.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
<b>При разграничении ОТФ необходимо учитывать следующее:</b>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         - в соответствии с определением ОТФ (см. п. 3) необходимо <b>принимать во внимание сложившееся разделение труда.</b> Источником информации о сложившемся разделении труда могут служить нормативные документы – номенклатуры должностей, разделы ЕКС или ЕТКС, опыт экспертов – специалистов в данном ВПД, руководителей, работников кадровых служб и т. д.<b> Если закрепленное в нормативных документах разделение труда является эффективным, его необходимо использовать при разработке ПС. Если эффективность неудовлетворительная, при разработке ПС можно предложить более рациональное разделение труда, </b>имея в виду возможность внесения изменений в нормативные документы по результатам разработки ПС. В последнем случае необходимо учитывать высокую ответственность разработчиков за предлагаемые изменения, а следовательно, и требования к их компетентности. В любом случае обсуждение должно вестись с привлечением всех заинтересованных организаций, профессиональных союзов, профильных федеральных органов исполнительной власти;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         одна <b>ОТФ</b> включает профессиональную деятельность, которая <b>МОЖЕТ быть выполнена одним работником, и именно так происходит в большинстве организаций</b>; т. е. ОТФ корреспондируется с должностными обязанностями <b>(типовой должностью, возможные наименования которой указываются в столбце 3 таблицы приложения 2)</b>, но не является тождественной должности в конкретной организации. ОТФ можно представить как функцию двух переменных: трудовой деятельности и возможностей одного работника;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<b>не может быть ОТФ, которая никогда и нигде не выполняется ОДНИМ работником, а только группой работников.</b> В этом случае, скорее всего, речь идет о нескольких ОТФ;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<b>не может быть ОТФ, выполнение которой в большинстве случаев осуществляется работником наряду с другими функциями,</b> т. е. в большинстве организаций для выполнения данной деятельности не выделяется специальный работник. В этом случае, скорее всего, речь идет о ТФ, а не ОТФ.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
<b>Исключения из последних трех правил бывают, но они очень редки.</b>
</p>
<p>
<b>При формулировке (определении наименования) каждой ОТФ необходимо учитывать следующее:</b>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         наименования ОТФ (и далее ТФ и ТД) образуются с использованием <b>отглагольных существительных </b>(«планирование», «разработка», «проведение мониторинга»);
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         наименование ОТФ, как правило, включает  «объект – действие – контекст»;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         не рекомендуется <b>перечислять через запятую несколько отглагольных существительных </b>(однородных членов); при выявлении в наименовании ОТФ «цепочки» однородных отглагольных существительных рекомендуется оставить последнее. Остальные, скорее всего, соответствуют ТФ данной ОТФ;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
<b>следует использовать однозначные и определенные термины </b>– слова с минимально агрегированным значением (<b>не допускается </b>использование абстрактных терминов, слов с максимально агрегированным значением, например: «обеспечение», «содействие», «участие», «совершенствование», «взаимодействие» и др.). Необходимо вместо этого называть действие, которое производится с целью «обеспечения», «содействия» и т. д.
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         наименование ОТФ (и далее – ТФ) должно четко указывать на специфику деятельности (ВПД), ее отличие от другой деятельности. По наименованию ОТФ/ТФ (без обращения к наименованию ПС) должно быть возможным определение, к какой отрасли/области профессиональной деятельности и к какому «технологическому процессу» в рамках отрасли/области данные ОТФ/ТФ относятся.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
     Примеры формулировок ОТФ и ТФ: см. приложение 3.
</p>
<p>
     Составленный перечень ОТФ корректируется и уточняется до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие заявленному ВПД (соответствие предполагает, что выполнение всех ОТФ необходимо и достаточно для выполнения ВПД и нет избыточных ОТФ).
</p>
<p align="center">
<b><i>Рекомендации по заполнению ПС</i></b><i> </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
    Заполнение II раздела: </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
    При формировании данного раздела (при условии, что на этапе разработки была сформирована таблица, приведенная в приложении или аналогичная) рекомендуется еще раз проверить необходимость и достаточность перечней ОТФ и ТФ, а также их формулировки: </i>
</p>
<i> </i>
<ul>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        наименования ОТФ/ТФ формулируются через отглагольные существительные; </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        в наименованиях ОТФ и ТФ не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся словами «и другие», «и так далее»); </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        код ОТФ оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы; </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        уровень квалификации указывается для каждой ОТФ; не может быть указано два смежных уровня (например, 5-6). </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        уровень (подуровень) квалификации указывается для каждой ТФ; </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        код ТФ определяется в формате «х/хх.х», где первый знак – буквенный код ОТФ; два знака через дробь – порядковый номер ТФ в перечне ТФ; последний знак через точку – уровень квалификации; </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        ОТФ и ТФ размещаются в порядке «от меньшего уровня квалификации к большему» и в соответствии с логикой технологического (бизнес-) процесса; </i>
    </p>
<i> </i></li>
    <li><i> </i>
    <p>
<i>
        если в проекте ПС все ОТФ отнесены к одному уровню квалификации, то во II разделе ПС ОТФ следует размещать в порядке выполнения технологического/производственного процесса</i>
    </p>
</li>
</ul>
<p>
     ОТФ одного ВПД не должны «дублировать» друг друга по содержанию деятельности. Они могут иметь однотипные компоненты деятельности, например, выполнение «простых» и «сложных» работ; использование «простых» и «сложных» инструментов при выполнении однотипных работ; «техническая поддержка» разработки и проведение разработки, организация проведения разработки.
</p>
<p>
     Важно следить за тем, чтобы предложенный перечень ОТФ позволял выполнить заявленный разработчиком ВПД.
</p>
<p>
<b>Таким образом, при корректном выделении и наименовании ОТФ будут соблюдены следующие требования:</b>
</p>
<p>
     А. <b>Требование полноты перечня ОТФ: </b>совокупность ОТФ полностью охватывает ВПД, описываемый в ПС, выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения заявленной цели профессиональной деятельности.
</p>
<p>
     Б. <b>Требование относительной автономности ОТФ: </b>по определению, ОТФ – совокупность связанных между собой ТФ, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. ОТФ должны выделяться путем декомпозиции профессиональной деятельности. Каждая ОТФ должна представлять собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, т. е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов). Признаком нарушения требования автономности является «пересечение» ОТФ: наличие в разных ОТФ одних и тех же ТФ и ТД.
</p>
<p>
     В. <b>Требование проверяемости:</b> существует возможность объективной проверки владения человеком любой из ОТФ. Обычно вывод делается на основании проверки владения ТФ, составляющими ОТФ.
</p>
<p>
     Г. <b>Требование точности формулировки: </b>формулировка соответствует терминологии и положениям законодательных и иных нормативных правовых актов и одинаково понимается подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.
</p>
<p>
     Д. <b>Требование удобства использования в управлении персоналом и профессиональном образовании: </b>при выделении ОТФ необходимо ориентироваться на удобство использования их перечня в сфере труда и в сфере образования. В сфере труда – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом (при расстановке кадров и определении должностных обязанностей, тарификации работ и т. д.). В сфере образования – для организации подготовки кадров различной квалификации, при разработке перечня образовательных программ профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
</p>
<p>
<b>Дополнения</b>
</p>
<p>
     Для традиционных, хорошо структурированных видов деятельности, где ОТФ достаточно четко корреспондируется с должностью, ВПД «раскладывается на ОТФ», а затем формируются перечни ТФ для каждой ОТФ.
</p>
<p>
     Для «молодых», еще формирующихся ВПД создают единый перечень ТФ для ВПД, затем проводят группировку ТФ, на основе которой определяются ОТФ.
</p>
<p>
     Число ОТФ в ВПД, как правило, не может быть менее двух. Оптимально – 3–6. Но это УСЛОВНЫЙ показатель. В некоторых ВПД может быть выделено и больше ОТФ, но если число ОТФ превышает 10, то следует проверить корректность как определения ВПД, так и выделения ОТФ в рамках ВПД.
</p>
<p>
<i><b>4б. Определение перечня ТФ в рамках ОТФ (заполнение столбца 4 таблицы приложения 2)</b></i>
</p>
<p>
     При выделении ТФ в рамках ОТФ действуют те же подходы, что и при выделении ОТФ в ВПД. Это следующий шаг декомпозиции. ТФ направлены на получение/достижение определенного результата определенным способом/методом в определенном контексте. Соответственно, результат, способ/метод и контекст, как правило, указываются в наименовании ТФ. Количество ТФ в ОТФ, как правило, не может быть менее двух. Названия ТФ разных ОТФ не должны повторяться.
</p>
<p>
<b>Признаки корректного выделения ТФ</b>
</p>
<p>
     А. <b>Требование полноты перечня ТФ:</b> совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ, выполнение всех перечисленных ТФ является условием выполнения ОТФ.
</p>
<p>
     Б. <b>Требование относительной автономности ТФ:</b> по определению, ТФ – система ТД в рамках ОТФ. ТФ направлена на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного процесса, т. е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов). ТФ могут быть связаны друг с другом, например, выполнение одной ТФ может являться условием выполнения другой ТФ, но они не должны «пересекаться». «Пересечение» ТФ – наличие в разных ТФ одних и тех же ТД – является признаком нарушения требования автономности.
</p>
<p>
     В. <b>Требование проверяемости:</b> должна существовать возможность объективной проверки (диагностики, оценки) владения человеком любой из ТФ, причем отдельно от других ТФ. Данное требование связано с требованием автономности (оценивать можно продукт (результат) выполнения ТФ и (или) процесс, следовательно, каждая ТФ должна иметь конкретный отчуждаемый результат, который можно проверить и оценить, а процесс реализации ТФ д. б. отделен от реализации иных ТФ, иначе не понятно, какая ТФ оценивается).
</p>
<p>
     Г. <b>Требование точности формулировки: </b>для ТФ так же, как и для ОТФ, формулировка должна соответствовать терминологии и положениям законодательных и иных нормативных правовых актов и одинаково пониматься подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.
</p>
<p>
     Д. <b>Требование удобства использования в управлении персоналом и профессиональном образовании:</b> при выделении ТФ необходимо ориентироваться не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня ТФ в сфере труда и в сфере образования. В сфере труда – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом: при расстановке кадров и определении должностных обязанностей, тарификации работ, оценке квалификации и т. д. В сфере образования – при разработке образовательных программ профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования и учебно-методических и учебных материалов.
</p>
<p>
<i><b>4в. Определение уровней квалификации ОТФ и уровней (подуровней) квалификации ТФ (заполнение столбцов 2 и 5 таблицы приложения 2)</b></i>
</p>
<p>
     Уровень квалификации определяется в соответствии с <b>Уровнями квалификации для целей разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни).</b> Никакие другие «рамки» при определении уровней квалификации в ПС непосредственно не используются. Международные, отраслевые и другие «рамки квалификации» могут применяться только как источник данных для анализа. В этом случае соответствующая информация приводится в пояснительной записке. Уровень квалификации ОТФ/ТФ определяется на основе показателей, приведенных в Уровнях. При этом необходимо учитывать, что указанные в разделе II Уровней показатели соответствуют максимальному значению для данного уровня, т. е. уровень «завершается», а не «начинается» при достижении указанных значений показателей. ОТФ/ТФ может быть отнесена к конкретному уровню и в том случае, если деятельность данной ОТФ/ТФ не будет соответствовать значениям ВСЕХ ТРЕХ показателей. Допускается соответствие ДВУМ показателям, а также неполное соответствие по трем показателям.
</p>
<p>
     При определении уровней квалификации можно начать с рассмотрения ОТФ, установить их уровень квалификации, а затем рассмотреть каждую ТФ и при необходимости скорректировать уровень квалификации ОТФ, имея в виду следующее:
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         один ПС может содержать ОТФ, относящиеся как к одному уровню квалификации, так и к нескольким. Всё определяется содержанием деятельности, входящей в ВПД;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         ТФ, входящие в ОТФ, могут относиться либо к тому же, что и ОТФ, уровню квалификации либо быть на один уровень ниже;
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         для дифференциации ТФ допускается использование подуровней квалификации, однако использовать их надо обоснованно. Обоснование подуровней должно опираться на принятую в отрасли/области профессиональной деятельности рамку квалификаций. Введение подуровней в отсутствие отраслевой рамки квалификаций не допускается.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
<b><i>4г. Проверка полноты перечней ОТФ и ТФ</i></b>
</p>
<p>
     Перечень ОТФ и ТФ д. б. необходимым и достаточным, но не избыточным, т. е. выполнение всех ОТФ и составляет ВПД; выполнение всех ТФ позволяет выполнить ОТФ. В противном случае необходимо внести корректировки.
</p>
<p>
<i><b>4д. Определение ТД (заполнение столбца 6 таблицы приложения 2)</b></i>
</p>
<p>
     При определении перечня ТД необходимо опираться на определение понятия «ТД»:
</p>
<p>
<b>ТД</b> – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
</p>
<p>
     Из определения следует, что в описании ТД должен быть обозначен «предмет труда», «процесс» и из него должна быть понятна задача, которая решается при выполнении ТД. Описания ТД формулируются через отглагольные существительные. Необходимо следить за тем, чтобы ТД данной ТФ составляли систему, а не произвольный набор. Следует четко различать ТД и необходимые для них знания и умения. Например, не следует считать ТД соблюдение правил охраны труда и т. п.
</p>
<p>
     Обычно чем выше уровень квалификации, тем меньше ТД в ТФ, и наоборот. Это связано с тем, что ТД отражают инвариант деятельности. Деятельность высоких уровней квалификации, как правило, предполагает выбор или конструирование способа ее выполнения, ее можно сделать разными способами в зависимости от задач, особенностей условий выполнения и т. д. Соответственно перечень умений при описании ТФ высоких уровней квалификации может оказаться значительно длиннее перечня ТД. Корректность предложенных перечней ТД проверяется так же, как и корректность перечней ОТФ и ТФ.
</p>
<p>
<b><i>Рекомендации по заполнению ПС</i></b>
</p>
<p>
<i>В разделе III в описании каждой ТФ, входящей в ОТФ, перечисляются составляющие ее ТД. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    При описании ТД не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся формулировками «и т. д.», «и др.»). </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    Рекомендуется располагать ТД в таблице таким образом, чтобы их последовательность соответствовала порядку выполнения технологического/производственного процесса. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i> <b>4е. Определение необходимых умений и необходимых знаний (НУ/НЗ)(заполнение столбцов таблицы приложения 4 или аналогичной)</b></i>
</p>
<p>
     Перечни НУ/НЗ формируются для конкретной ТФ, а не всей ОТФ. Важно, чтобы в перечне присутствовали НУ и НЗ, требующиеся для выполнения каждого ТД, т. е. должно быть ясно, благодаря каким НУ/НЗ выполняется каждое ТД данной ТФ. При описании умений можно использовать следующие подходы:
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         умения как дальнейшая детализация действий (характерно для низких уровней квалификации, алгоритмизированной деятельности);
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         умения как способность применять средства деятельности (формулировка начинается с глаголов типа «применять», «использовать»);
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         умения как требования к качеству и(или) эффективности деятельности (применять что-то с учетом того-то, делать то-то за такое-то время, делать то-то с соблюдением таких-то требований (например, охраны труда);
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         «сквозные» умения («строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета», «контролировать деятельность подчиненных» и т. п.); этот подход не м. б. единственным, т. к. обязательно д. б. указаны специфические умения (и далее знания).
    </p>
</li>
</ul>
<p>
     Чаще всего используется сочетание вышеперечисленных и иных подходов. Важно, чтобы умения не повторяли действия, а давали дополнительную информацию, необходимую для разработки образовательных программ. Это требование также применимо к перечню знаний.
</p>
<p>
     Для определения НУ/НЗ можно использовать таблицу, приведенную в приложении 4, или аналогичную.
</p>
<p align="center">
<i><b>Рекомендации по заполнению ПС</b> </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    В III разделе в описании каждой ТФ, входящей в ОТФ, заполняется перечень необходимых для ее выполнения умений и знаний. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    Позиция «Необходимые умения» заполняется в форме глаголов неопределенной формы, «Необходимые знания» – в форме существительных в именительном падеже. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    В формулировках не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся сокращениями «и т. д.», «и др.»). </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    В формулировках умений не допускается использовать слова «уметь», «владеть». Одной из возможных форм для определения умения является следующая форма – «применять… для…» или «использовать… для…». Для проверки возможности использования того или иного глагола нужно подставить перед ним слово «уметь», тогда становится очевидным, что нельзя «уметь уметь», так же как «уметь владеть». </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i>
    Аналогично в описании необходимых знаний не допускается использовать слово «знание». </i>
</p>
<i> </i>
<p>
    <i> <b>4ж. Проверка соответствия ОТФ – ТФ – ТД – НУ – НЗ.</b></i>
</p>
<p>
     При выявлении «нестыковок» вносятся коррективы.
</p>

Теги: