Психолого-педагогическая помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в их социальной адаптации и реабилитации
Трудовая функция

Наименование Психолого-педагогическая помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в их социальной адаптации и реабилитации
Код
G/03.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с целью повышения качества жизни и социальной адаптации
Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Развитие у детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития компетенций, необходимых для жизни в обществе, расширение возможностей социализации на основе поэтапного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них формах
Организация активного сотрудничества детей и взрослых в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия с окружающими за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с нормами культуры и правилами поведения в обществе, в том числе в условиях инклюзивного обучения
Проведение мероприятий по обучению доступным средствам коммуникации, в том числе альтернативной и дополнительной, развитию познавательной активности, самостоятельности, мобильности с учетом индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Необходимые умения Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации
Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации (абилитации) с учетом психических, интеллектуальных индивидуальных особенностей детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Использовать педагогические технологии и методики формирования и развития у детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития жизненных компетенций, в том числе коммуникативных, социально-бытовых, социально-трудовых навыков
Использовать технологии формирования у детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития мотивации к овладению социально значимыми навыками с учетом их индивидуальных особенностей
Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Проектировать и организовывать взаимодействие детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с окружающими с учетом их индивидуальных особенностей
Проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям и взрослым с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога
Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности при оказании психолого-педагогической помощи детям и взрослым с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
Основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации для детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения поведения; детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Варианты развития детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения поведения; детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей
Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных (недопустимых) форм поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям и взрослым с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в разных институциональных условиях
Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации
Нормы профессиональной этики и деонтологии
Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку