Наименование | Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, профилактики и коррекции нарушений развития |
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Необходимые умения | Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Отбирать и применять методики изучения и оценки особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития и доступных способов коммуникации Адаптировать стимульный материал с учетом интеллектуальных, коммуникативных, двигательных, сенсорных возможностей и состояния эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Анализировать документацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом данных комплексного обследования Разрабатывать на основе результатов комплексной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Применять технологии профилактики прогрессирования нарушений в развитии, в том числе комплексных и множественных, и пропедевтики поведенческих нарушений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и специалистов Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и членов их семей Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний об обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения Классификации интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений, тяжелых и множественных нарушений развития Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума, экспертной группы в образовательной организации Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре) Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Другие характеристики | - |