Наименование | Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на разных этапах получения образования |
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, в том числе специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Организация и проведение первичного и углубленного психолого-педагогического обследования обучающихся с целью разработки содержания специальной индивидуальной программы развития или индивидуальной программы коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Организация специальной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения Организация деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения Организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, поддержке сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Контроль и оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и оформление педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной программы коррекционной работы Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве Обеспечение соблюдения требований охранительного педагогического режима при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе |
Необходимые умения | Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в организации образовательного процесса Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе вспомогательные технические средства для развития коммуникации с использованием разных форм речи (словесной, жестовой), альтернативных и дополнительных средств коммуникации, познавательной деятельности и навыков самообслуживания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся Организовывать и поддерживать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с окружающими людьми Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, бытовые и учебные тифлотехнические средства, средства двигательной коррекции Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к индивидуальным возможностям и потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельности и активности в решении учебных задач Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вести профессиональную документацию по вопросам образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся разного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра), обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития Естественно-научные, психолого-педагогические основы развития и своеобразия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая обучающихся с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разных возрастных групп и способы их реализации Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Специальные педагогические технологии образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (индивидуальной программы коррекционной работы) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога |
Другие характеристики | - |