Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, профилактики и к
Трудовая функция

Наименование Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, профилактики и коррекции нарушений развития
Код
F/02.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска для организации ранней коррекционной помощи, индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Планирование и проведение психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом данных в документах, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования
Выявление и оценка потребностей и ресурсов семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, группы риска
Составление заключений по результатам психолого-педагогического обследования ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска, оценки потребностей и ресурсов его семьи, анализа особенностей взаимодействия близкого взрослого и ребенка и их обсуждение с заинтересованными участниками образовательных отношений
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, включая выбор образовательного маршрута, семейное воспитание, проведение коррекционно-развивающей работы, использование ассистивных технологий в условиях дошкольной образовательной организации и семьи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
Реализация мер по профилактике трудностей в развитии и социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Планирование и осуществление участия родителей (законных представителей) в проектировании коррекционно-развивающего процесса и воспитании детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Необходимые умения Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства проведения процедур оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом их особенностей
Подбирать и применять методики проведения процедур оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом специфики имеющихся у них нарушений
Адаптировать стимульный материал к возможностям детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска разных нозологических групп
Проводить процедуры оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом специфики имеющихся у них нарушений
Анализировать документы детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска, оформленные организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
Анализировать и интерпретировать результаты оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и детей группы риска
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска, использованию вспомогательных средств и ассистивных технологий в организации коррекционно-развивающего процесса, коммуникации, самообслуживании и передвижении
Реализовывать меры по предупреждению трудностей в развитии и социальной адаптации, во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации с учетом особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска
Использовать технологии, методы и приемы предупреждения и коррекции неблагополучия во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий
Применять технологии, методики и приемы вовлечения ближайшего социального окружения семьи и ребенка в оказание помощи родителям и ребенку раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Использовать ресурсы семьи для освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования, воспитания и социальной адаптации; поддержки семей с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и членов их семей
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о детях раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детях группы риска
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях развития в раннем и дошкольном возрасте
Клинико-психолого-педагогические особенности и варианты развития детей раннего и дошкольного возраста (в том числе детей первого года жизни) с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, детей группы риска и детей с комплексными нарушениями развития, с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра
Методические основы организации и проведения психолого-педагогических процедур оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, различных по своим целям
Психолого-педагогические методы выявления детей, нуждающихся в ранней помощи
Специальные психолого-педагогические методы обследования и выявления потенциальных возможностей детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие отнести их к тому или иному типу нарушенного психического развития
Методы психолого-педагогической оценки потребностей и ресурсов семьи, взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Методы и технологии оказания психолого-педагогической помощи семье и ребенку раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья за счет ресурсов ближайшего социального окружения семьи
Методы и технологии развития взаимопомощи и поддержки родителей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска другими родителями
Составляющие коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска (ресурсы семьи) и социально-педагогические условия его развития и реализации
Методические основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в семье
Методические основы консультирования родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Педагогические методики и технологии предупреждения и коррекции неблагополучия во взаимодействии родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Содержание и специальные технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска (в том числе детей первого года жизни)
Ассистивные технологии в организации коррекционно-развивающего процесса, коммуникации, самообслуживании и передвижении детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку