Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, профилактики и коррекции нарушений развития
Трудовая функция

Наименование Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, профилактики и коррекции нарушений развития
Код
E/02.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Выявление обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих особые образовательные потребности, для организации их психолого-педагогического сопровождения
Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья
Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и его обсуждение с участниками образовательного процесса
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Необходимые умения Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Подбирать и применять методики оценки психофизических особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе общей и мелкой моторики, способа передвижения, навыков самообслуживания, разборчивости речи
Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Анализировать документацию обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования двигательных нарушений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пропедевтики поведенческих нарушений
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специалистов
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и членов их семей
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях опорно-двигательного аппарата
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения
Медико-биологические основы нарушений опорно-двигательного аппарата, их психолого-педагогические и медицинские классификации
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации диагностической работы
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способы их реализации
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре)
Особенности организации ортопедического режима, в том числе правильного и безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку