Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями зрения в их социальной адаптации и реабилитации
Трудовая функция

Наименование Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями зрения в их социальной адаптации и реабилитации
Код
D/03.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения с целью повышения качества жизни и социальной адаптации
Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями зрения
Развитие у детей и взрослых с нарушениями зрения компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
Организация активного сотрудничества детей с нарушениями зрения с окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
Проведение мероприятий по развитию мобильности, ориентировки в пространстве и самостоятельности детей и взрослых с нарушениями зрения с использованием вспомогательных технических средств и ассистивных технологий
Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями зрения
Необходимые умения Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения
Использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей и взрослых с нарушениями зрения в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации
Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения
Использовать педагогические технологии и методики формирования и развития у обучающихся с нарушениями зрения жизненных компетенций, в том числе навыков мобильности, ориентировки в пространстве, самообслуживания
Использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями зрения мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни в обществе, социальной адаптации, с учетом их индивидуальных особенностей
Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения
Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями зрения
Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями зрения с окружающими
Проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями зрения трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения
Использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов по зрению
Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации при нарушениях зрения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика слепых, слабовидящих детей и взрослых, детей и взрослых с функциональными нарушениями зрения, включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нарушения поведения
Тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения; основы патологии органа зрения
Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей
Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с нарушениями зрения
Общие вопросы организации тифлопедагогической помощи в разных институциональных условиях
Тифлотехнические средства и ассистивные технологии при нарушениях зрения
Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей и взрослых с нарушениями зрения
Нормы профессиональной этики и деонтологии в дефектологии
Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку