Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, профилактики и коррекции нарушений развития
Трудовая функция

Наименование Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, профилактики и коррекции нарушений развития
Код
D/02.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Выявление обучающихся с нарушениями зрения, испытывающих трудности в обучении, для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Планирование и проведение тифлопедагогического обследования обучающихся с нарушениями зрения с учетом возраста и особых образовательных потребностей
Составление заключения по результатам тифлопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями зрения и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями зрения, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями зрения
Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями зрения
Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
Необходимые умения Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства тифлопедагогического обследования обучающихся с нарушениями зрения
Подбирать и применять методики выявления особенностей зрительного восприятия и общего развития обучающихся с нарушением зрения
Адаптировать стимульный материал с учетом специфики зрительного восприятия обучающихся с нарушениями зрения
Проводить тифлопедагогическое обследование обучающихся с нарушениями зрения
Анализировать документацию обучающихся с нарушениями зрения, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
Подбирать, адаптировать и предъявлять стимульный материал для проведения диагностического обследования обучающихся с нарушением зрения в соответствии с требованиями к проведению тифлопедагогического обследования
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями зрения, выбору и использованию вспомогательных тифлотехнических средств и ассистивных технологий
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями зрения
Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушения зрений, пропедевтики поведенческих нарушений
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики прогрессирования нарушений зрения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями зрения
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями зрения и специалистов
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями зрения и членов их семей
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями зрения
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях зрения
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях зрения
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения
Тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения; основы патологии органа зрения
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями зрения в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения и способы их реализации
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями зрения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)
Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса; приемы безопасного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
Тифлотехнические средства и ассистивные технологии для обучающихся с нарушением зрения
Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями зрения
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога), конфликтологии и медиации
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку