Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения на разных уровнях образования
Трудовая функция

Наименование Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения на разных уровнях образования
Код
D/01.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Разработка, корректировка, реализация совместно адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями зрения
Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Организация деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по овладению рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями зрения в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями зрения, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы
Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения
Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями зрения с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы
Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями зрения, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
Обеспечение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы соблюдения требований профилактического охранительного режима, учитывающего допустимые зрительные нагрузки для обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями
Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями зрения к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
Необходимые умения Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями зрения в организации образовательного процесса
Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья
Применять тифлопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями зрения, в том числе приемы изложения учебного материала, позволяющие осуществлять его запись рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля
Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями зрения с окружающими
Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы, в том числе тифлотехнические устройства, дидактические средства, цифровые образовательные ресурсы, с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями зрения
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями зрения
Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями зрения самостоятельности и активности в решении образовательных задач
Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения
Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями зрения, включая электронный документооборот
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями зрения
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с нарушениями зрения
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях зрения
Клинико-психолого-педагогические особенности слепых, слабовидящих обучающихся разного возраста, обучающихся с функциональными нарушениями зрения, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)
Медико-биологические основы, тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения
Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения разных возрастных групп и способы их реализации
Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с нарушениями зрения
Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с нарушениями зрения
Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с нарушениями зрения с учетом их индивидуально-типологических особенностей
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями зрения
Специальные тифлопедагогические технологии коррекционно-развивающего обучения обучающихся с нарушениями зрения, технологии невизуального доступа к информации, в том числе к цифровым образовательным ресурсам
Основы чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; основы и принципы изготовления и использования рельефно-графических пособий для обучающихся с нарушениями зрения
Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса; приемы безопасного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
Правила пользования тифлотехническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с нарушениями зрения
Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога
Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку