Наименование | Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, профилактики и коррекции нарушений развития |
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации, потребностей в компенсации и мероприятий по профилактике формирования задержки психического развития Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с задержкой психического развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса психопрофилактических, психогигиенических и коррекционно-развивающих мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с задержкой психического развития Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с задержкой психического развития Ведение профессиональной документации по вопросам образования обучающихся с задержкой психического развития совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс |
Необходимые умения | Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования Подбирать и применять методики выявления факторов риска формирования задержки психического развития Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с задержкой психического развития Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования Анализировать документацию обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования с учетом данных комплексного обследования Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с задержкой психического развития или риском ее возникновения Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с задержкой психического развития с привлечением участников образовательных отношений Применять технологии профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, пропедевтики поведенческих нарушений Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с задержкой психического развития и специалистов Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с задержкой психического развития и членов их семей Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, включая электронный документооборот Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о задержке психического развития |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики задержки психического развития, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и способы их реализации Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (учителя-логопеда, педагога-психолога) Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с задержкой психического развития Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации Требования к оформлению психолого-педагогической документации |
Другие характеристики | - |