Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития
Трудовая функция

Наименование Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития
Код
B/02.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Выявление обучающихся с нарушениями слуха с целью организации своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи
Планирование и проведение сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья
Составление заключения по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений слуха и речи
Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями слуха
Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
Необходимые умения Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха
Подбирать и применять методики оценки слуховой функции, методики подготовки к обследованию слуха
Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями слуха
Проводить сурдопедагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха
Анализировать документацию обучающихся с нарушениями слуха, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
Анализировать и оценивать результаты сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом данных комплексного обследования
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию, сопровождению, слухопротезированию обучающихся с нарушениями слуха
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями слуха с привлечением участников образовательных отношений
Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушений слуха и речи, пропедевтики поведенческих нарушений у обучающихся с нарушениями слуха
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями слуха и специалистов
Использовать русский жестовый язык на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и членов их семей
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями слуха
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях слуха
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях слуха
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения
Медицинские и психолого-педагогические классификации нарушений слуха
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями слуха в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха с учетом характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями слуха (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)
Требования к организации слухоречевой среды
Средства электроакустической коррекции слуха (слухопротезирование, кохлеарная имплантация) и сурдопедагогические технологии ее оценки
Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями слуха
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога), конфликтологии и медиации
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку