Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха на разных уровнях образования
Трудовая функция

Наименование Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха на разных уровнях образования
Код
B/01.6
Уровень квалификации
6

Происхождение трудовой функции Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
1621
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями слуха
Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Организация деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями слуха в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями слуха, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы
Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха
Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями слуха с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы
Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями слуха, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
Создание отвечающей требованиям слухоречевой среды, способствующей достижению обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов в освоении русского языка и устной речи
Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями слуха к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
Необходимые умения Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями слуха в организации образовательного процесса
Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья
Применять сурдопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, в том числе при формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звуков, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха
Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми
Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями слуха, в том числе звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, FM-системы и ассистивное оборудование с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций в разных организационных формах
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями слуха
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями слуха
Использовать русский жестовый язык на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации
Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями слуха самостоятельности и активности в решении образовательных задач
Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха
Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями слуха, включая электронный документооборот
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями слуха
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях слуха
Клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)
Медицинские и педагогические классификации нарушений слуха
Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и способы их реализации
Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха
Принципы и подходы к реализации сурдопедагогических технологий
Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями слуха
Требования к организации слухоречевой среды
Способы применения звукоусиливающей аппаратуры, FM-систем и ассистивного оборудования при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, специальных (коррекционных) курсов для обучающихся с нарушениями слуха
Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога (сурдопедагога)
Другие характеристики

Дополнительные характеристики



Список профессиональных стандартов:
  1. Педагог-дефектолог

Возврат к списку